7 июня 2009 г.

Впечатления от Исландии

Выложил некоторые фотки на Пикасу, в основном ландшафты. Фотки больше, чем влезает на экран, так что кликайте на значок "увеличить".

И еще вот кое-какие разрозненные впечатления.


На самом деле было всё не так :)

***

Кататься на велике в Исландии классно! Правда, для того, чтобы не надрываясь посмотреть все, что хочется, там нужна не неделя, а пара месяцев наверно. Мы за неделю доехали из аэропорта только до вулкана Гекла (Hekla) и обратно, полный путь около 400 км.

Кстати, для справки: IcelandAir позволяет брать с собой велики в самолет. Тариф -- 28 евро. Надо только упаковать его, ну и снять педали и повернуть руль. Мы упаковали в спецсумки, правда пришлось слегка подразобрать велики, а потом их собирать в аэропорту, но мы видели, как какие-то другие люди, прилетевшие на том же рейсе, перевозили свои велики, по-видимому, в собранном виде, в плоских картонных коробках.

Нам сильно повезло с погодой: первые три дня было ясно, потом иногда был дождик, но сильно он не мешал. Температура была около 10 градусов, но на великах холод не чувствовался. Самое сложное было -- это бороться с ветром и с плохими дорогами. Исландия постоянно обдувается атлантическими циклонами, ветер тут всегда довольно сильный (10 м/с -- это вполне стандартно) и меняется довольно часто. Иногда в результате нам приходилось вести велики пешком по часу-два, и то ветер сносил. Так что всегда, когда мы где-то вылезали в онлайн, мы первым делом смотрели карту ветров на ближайшие дни.

Исландия, конечно, гористая страна, но горы и ледники там в основном в центральной части. Основные дороги довольно пологие и сложности для великов они не представляют. Правда, часто они гравийные, даже если это дороги между городами, и при ветре по ним ехать трудно. Впрочем, на картах все эти разные типы дорог хорошо отмечены, так что можно заранее учесть это при прокладывании маршрута.

С точки зрения автомобилей дороги делятся в Исландии на три категории: обычные дороги, дороги только для внедорожников, и дороги только для суперджипов, по которым на обычных внедорожниках не проехать (слишком крутые склоны и слишком бурные речки надо переезжать вброд). Так что джипы и суперджипы там очень распространены.

Кстати, многие дороги, особенно в центральной части, официально закрыты весной и иногда летом -- в сезон таяния снегов они считаются непроходимыми.

***

Сильное впечатление от Исландии -- по крайней мере, после старой Европы, где не осталось природы без человека -- это ощущение оторванности от цивилизации. На главном кругоисландском шоссе и на главном туристическом маршруте Рейкьявик-Гейзер-Гульфос это еще не чувствуется, но если уехать дальше, в сторону, то там можно ехать долго, даже по шоссе, и не будет ни машин, ни домов, ничего -- только скалы, лавовые поля, речки, луга, утки, разбившиеся на пары и выясняющие отношения... На машине это наверно не так ощущается, да к тому же знаешь, что если что, то ты за пару-тройку часов доедешь до Рейкьявика. А на велике ты знаешь, что от ближайшей ночевки тебя отделяют десятки километров сложной дороги.

***

В Исландии интересная ситуация с лесами. Раньше заметная часть страны была покрыта лесами из карликовых берез (У исландцев есть шутка: "Что делать, если ты заблудился в исландском лесу? Надо просто встать во весь рост и оглядеться вокруг."). Но поселенцы, которые прибыли в 9 веке, довольно быстро все вырубили. В результате, например, в районе вулкана Гекла началась сильная эрозия почвы. Поэтому в Исландии решили взяться за огромный проект по озеленению страны -- высадить леса (в основном еловые) на площади 600 кв. километров! Ожидается, что этот проект будет длиться 40 лет и станет самым большим проектом озеленения в Европе.

Кстати, до прихода поселенцев в Исландии водилась нелетающая птица бескрылая гагарка, на которую было легко охотиться и которую поселенцы быстро истребили.

***

Главный аэропорт Исландии расположен в 50 км от Рейкьявика, на полуострове Рейкьянес, практически полностью залитом лавовыми потоками. Когда подлетаешь к аэропорту, то это непонятно -- сверху это все выглядит странно, кажется застывшей грязью. А вблизи эти поля выглядят так, словно это был толстый, метровый слой асфальта, который кто-то вспахал, и получилось нагромождение плит и обломков размером в пару метров. И всё это сверху покрыто толстым слоем мхов, причем самых разных видов. И такой пейзаж тянется на километры.

Практически никакой другой растительности на этом полуострове нет. Иногда встречаются кустики и одуванчики, изредка -- мелкие посаженные елочки. Здания там почти все одноэтажные и иногда двухэтажные, выглядит это словно дачный поселок, но чистенький. Вместе с отсутствующей растительностью возникает ощущение, что небо сверху упало и всё собой придавило, расплющило.

Кстати, "перекопанные" лавовые поля -- это не только глыбы, но и пещеры. Многие из них уходят на несколько метров вглубь и тянутся очень далеко. Рассказывают, что там в старину собирались на сходки разбойники или преступники.

***

Благодаря финансовому кризису цены в Исландии опустились до приемлемого уровня: отели, рестораны и т.д. стоят примерно, как в центральных европейских городах. Год назад цены в пересчете на евро были в два раза выше. Кроме отелей и кэмпингов в Исландии популярны "гэстхаусы" -- маленькие частные гостиницы, обычно заметно дешевле, чем отели, но вполне комфортные.

Каких-то отрицательных последствий кризиса заметно не было. Хотя народ поговаривал, что да, вот зимой было конечно ужасно.

Среди обслуживающего персонала очень много иностранцев из восточной Европы -- встретились поляки, литовцы, латвийцы, белорусы, венгры.

***

Геотермальные зоны в Исландии повсюду. Если на Камчатке есть пара-тройка экспериментальных геотермальных станций, то для Исландии это норма жизни. [Добавление -- меня поправляют в комментариях: оказывается, сейчас четверть энергии, потребляемой Петропавловском, вырабатывается на геотермальных станциях.] 90% домов в Исландии (и 100% в столичной зоне) отапливаются именно так. Так что горячей воды у них хоть отбавляй. Они и топят в мае, и держат горячие бассейны под открытым небом ночи напролет -- всё равно эта вода так и так выходит на поверхность. Я уж и отвык, что вода в кране может быть такой горячей и идти так долго -- в Европе же сильно экономят на горячей воде.

Из-за всех этих повсеместных бассейнов под открытым небом и горячих геотермальных озер и речек в Исландии совершенно не чувствуется холод -- в мае правда :). Даже если замерз, приходишь, плюхаешься в ванну или "hot pot" и ловишь кайф. Говорят, что у самих исландцев это одно из любимых времяпрепровождений -- сидеть в горячих бассейнах и общаться друг с другом.

Совершенно замечательная геотермальная зона вблизи городка Хверагерди (Hveragerði). Там есть горячие источники и котлы с кипящей грязью как на холмах, так и прямо в черте города, в нескольких местах. Еще на склоне есть несколько источников и грязевых котлов, которые появились всего год назад, после землетрясения 29 мая 2008 года.

Мы приехали в Хверагерди вечером, после целого дня велопутешествия по вулканическим пейзажам, где каждый кустик -- большая редкость. И сразу попали в цветочный рай -- в Хверагерди повсюду тюльпаны, нарциссы, куча теплиц с цветами, овощами, есть даже бананы! При таком подземном тепле это конечно неудивительно, но контраст поражает.

***

В Исландии повсеместно принимаются кредитки, что оказалось очень удобно. Сами исландцы даже мелкие покупки, например, кофе в баре, оплачивают кредитками.

Очень широко распространен вайфай. Причем в большинстве мест есть вайфай, но нет стационарных компьютеров. На мой вопрос в одном из мест -- есть ли у них интернет -- развели руками и сказали -- только вайфай. Ну поскольку у нас с собой был EeePc, то это было самое то.

***

В мае уже никакой ночи толком нет. Солнце, конечно, садится, где-то в районе 11 вечера, но и в час ночи там небо светлое, все везде видно. На севере Исландии, уже совсем близко к полярному кругу, летом проводят специальный гольф-турнир -- "Полуночный гольф". Соревнование начинается ближе к полуночи и длится до утра. :) А вообще полей для гольфа очень много по всей Исландии.

***

В Рейкьявике есть несколько этнографических и исторических музеев. В одном из них, 871 +/- 2 Settlement, выставлено недавно раскопанное поселение, точнее, большой торфяной дом, построенный по классической викинговской технологии. Это одно из самых первых строений в Исландии, причем оно было построено до крупнейшего извержения какого-то исландского вулкана, поскольку в материале стен использовался торф с характерным пепельным слоем от этого извержения. А время самого этого извержения известно с высокой точностью, это 871 год +/- 2 года. Определили это по ледовым кернам в Гренладии, поскольку пепел от извержения долетел и туда, а там абсолютная датировка последних тысячелетий прослеживается отлично. Такая вот связь между климатологическими исследованиями и исторической наукой.

И еще о поселенцах. Как известно, Исландию заселили викинги. Но это, оказывается, относится только к мужчинам! Анализ мтДНК женщин показал, что они ближе всего не к скандинавкам, а к жительницам Западных островов (архипелаг к северо-востоку от Шотландии). Т.е. викинги во время своей экспансии пришли в Шотландию, затем в Западные острова, взяли оттуда женщин и отправились заселять Исландию.

В самом Рейкьявике меня удивило отсутствие естественно-научных музеей -- ни по геологии, ни по климату, ни по чему. А в тех местах Исландии, где хоть что-то есть (например, так называемый Hekla Center в мелком пункте Leirubakki), там в основном сплошная мультимедия и никакой более серьезной информации.

14 комментариев:

  1. Анонимный7/6/09 23:48

    kakije veliki?
    Lomalis li v doroge i kak csinili?
    Velika li bila gruppa?

    ОтветитьУдалить
  2. Велики самые обычные, городские, довольно дешевые. Ломались только из-за транспортировки в самолете, рукоятка тормоза сломалась. Починить отдали в мастерскую в городке рядом с аэропортом. В дороге ничего не ломалось. Группа была -- мы с женой :)

    ОтветитьУдалить
  3. Красивые фото.
    У вас GPS к камере прикручен или руками расставляли местоположения фото?

    Хорошо б увидеть еще фото велосипедов? Как были оснащены?

    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. На Камчатке не экспериментальные станции, а вполне рабочие. 25% элетроэнергии, потребляемой в Петропавловске, производится на ГеоТЭС. Паужетская станция уже много лет успешно снабжает поселок Паужетка. И бассейны открытые у нас - норма. Только вот пока еще не хватает финансов, чтобы шире использовать тепло земли, но это придет со временем.

    ОтветитьУдалить
  5. > На Камчатке не экспериментальные станции, а вполне рабочие. 25% элетроэнергии, потребляемой в Петропавловске, производится на ГеоТЭС.

    Спасибо, не знал. А давно так? Когда в середине 90-х Петропавловск два месяца сидел без света, она еще не работала?

    > И бассейны открытые у нас - норма.

    В Паратунке да, но где-то еще есть?

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный8/6/09 16:01

    А что за Западные острова? Оркнейские или Шетландские?

    ОтветитьУдалить
  7. to Maxim: спасибо :). А эти замечательные исландские фотки случайно не ваши?

    Я там к себе на пикасу добавил еще одну фотку, где я на велике с полным обмундированием. Ехалось кстати вполне комфортно -- рюкзак очень удобный. У жены тоже была пара небольших рюкзаков.

    ОтветитьУдалить
  8. Нет, фотки не мои :).
    Я в этом районе небыл.

    ОтветитьУдалить
  9. Интересно было узнать кое-что об Исландии! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Всегда пожалуйста :)

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный17/4/10 20:38

    Вы не в тех местах колесили в прошлом году, где сейчас извергается?:))

    ОтветитьУдалить
  12. Мы доезжали только до Геклы, а Эйяфьятлайокутль немного дальше. Но потом, когда мы летали на самолетике, мы как раз там и пролетали! Я в google buzz давал ссылку на одну из фоток нынешних событий и одну мою фотку. Место то же самое! Забавно еще, что сейчас эта фотка как раз висит у меня над рабочим столом, на нее взгляд часто падает.

    ОтветитьУдалить