6 января 2009 г.

Scitable -- новый проект Nature

На днях узнал, что у Nature есть новый интересный проект: Scitable. Вкратце -- это подборка материалов, помогающая студентам самостоятельно осваивать ту или иную область в естественных науках. Плюс всякий разный функционал, типа персональных настроек, дискуссий и т.п., хотя сомневаюсь, что это реально кому-то помогает. В общем, это для тех, кто готов тратить время и хочет серьезно изучать эту область, но не имеет доступа к хорошим преподавателям и не знает, за что ухватиться при полностью автономном изучении.

Сейчас там, правда, имеется только одно направление -- генетика, но надеюсь они будут расширяться. Было бы интересно посмотреть на такие же подборки по физике.

Я, кстати, видел несколько попыток людей организоваться онлайн и изучать что-то вместе, когда-то давно я даже участвовал в одной из них (совместное решение задачек из Пескина-Шредера), но это всё всегда быстро глохло. Всё-таки самообучение, по крайней мере в теоретической физике, это сугубо интимный процесс :) Но в принципе в каких-то форматах такое онлайн-кооперирование могло бы принести пользу. Знает ли кто-нибудь примеры успешных проектов? Так, чтоб участники действительно серьезно вместе изучали какую-то тему, а не просто потрещали на форуме и разошлись.

15 комментариев:

  1. ... но это всё всегда быстро глохло. Всё-таки самообучение, по крайней мере в теоретической физике, это сугубо интимный процесс :)
    Скорее всего проблема в человеческой лени. У меня тоже был опыт подобного "обучения". Всё подобные свершения начинаются с большим энтузиазмом, но со временем это надоедает твоим сотоварищам по учебе :)

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный7/1/09 00:12

    Ну предмет то не простой, вот и выдыхается большинство.

    ОтветитьУдалить
  3. Да нет, люди не выдыхаются, а просто бросают коллаборироваться и занимаются каждый самостоятельно. Это в принципе понятно -- у каждого свой режим и своя скорость.

    ОтветитьУдалить
  4. Не вполне ясно что вы подразумеваете под совместным обучением. Хотите чтобы 2 или более человека изучали что-то строго по одной программе и т.д? Но ведь физика и наука огромна. Кому-то интересно будет одно, кому-то другое. Что пути разойдутся - это совершенно нормально. Разойдутся, сойдутся, разойдутся... И хорошо если есть форумы достойного уровня, где можно пообщаться, "потрещать", спросить совет или мнение о книге, али прояснение важной детали, если на чем-то накатил ступор и по книгам не понимается, к примеру.

    Сугубо ИМХО важно размещать ленту комментариев для обсуждения при статьях и главах книг, как это принято в интернет (к примеру на элементах). 99% всего, что можно решить при совместном обучении, спрашивая соратников, решается задав вопрос в такой ленте. К сожалению такие "ленты" как-то не очень в моде в науке, т.к. ИМХО считается что если там может писать кто угодно, то там заведомо 1 бред, который надо удалить.

    Да и вообще, "элементы" - это вам чем не совместное обучение с кооперацией на добровольной основе? Вы пишете физику, вам пишут генетику или психологию... Специализация предельно широкая - это да.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный7/1/09 05:18

    Важно, видимо, правильно сформулировать цели такого проекта, чтобы успешно поддерживать интерес. Это, видимо, непростая задача. Да и технически, вероятно, немало проблем будет. Я пока ничего лучше отдельных блогов и некоторых форумов на эту тему в интернете не видел. Из известных мне блоггеров, насколько я понимаю, Michael Nielsen (http://michaelnielsen.org) размышляет на похожие темы.

    ОтветитьУдалить
  6. to PavelS: да ну какое на Элементах обучение. Там только максимум расширение кругозора.

    Под совместным обучением я имею в виду что-то более серьезное. Ну, к примеру, когда на каком-нибудь форуме оказалось несколько человек примерно в одинаковом ранге (например, аспиранты по физике элементарных частиц) и которые, как выяснилось, изучают сами теорию поля, а постоянно загружать вопросами им некого. Такие люди могут договориться -- давайте будем для тренировки рассчитывать какие-нибудь процессы в КХД, а потом сверяться друг с другом и обсуждать решения.

    Теоретически, подобные ситуации могут быть, но реально работающих (хотя бы в течение некоторого срока) примеров я не могу вспомнить.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимному комментатору: а покажите примеры блогов или форумов, где идет или шло серьезное совместное изучение?

    ОтветитьУдалить
  8. удивительно. среди программистов совместное обучение онлайн довольно распространено, и вполне неплохо работает.

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный7/1/09 19:32

    2 Igor Ivanov (7/1/09 13:15)
    Ну, например, вот:
    http://www.nonequilibrium.net/163-adsqcd/ - небольшое обсуждение, что такое AdS/QCD.
    На Physics Forums (www.physicsforums.com) тоже можно найти небольшие обсуждения.
    Правда, замечу, что понятие "серьезное изучение" довольно субъективное, поэтому не уверен, что мы говорим об одно и том же.
    Если я правильно понимаю Нильсена, то одной из его целей является создание такого Интернет-ресурса, где было бы комфортно обсуждать какие-то научные проблемы, который был бы популярен и даже в итоге, возможно, давал какой-то не только субъективный научный результат. Возможно, правда, что это утопия.

    ОтветитьУдалить
  10. По Вашей ссылке довольно стандартная ситуация -- один человек рассказывает, другой задает ему вопросы. По-моему, самый активный пример такого взаимодействия -- это блог Терри Тао. Он там регулярно фактически пишет лекции и потом отвечает на вопросы.

    Это всё же не тот формат, который я имел в виду. Я имел в виду, когда сами обучающиеся организуются и начинают совместно что-то изучать, сами себя при этом контролируя. Т.е. ситуация, когда инициатива идет не "сверху", а "снизу".

    ОтветитьУдалить
  11. [b]to Graven[/b]
    Можно пример привести такого совместного обучения? Если такое практикуется на просторах рунета, то буду благодарен за ссылку :)

    ОтветитьУдалить
  12. > у каждого свой режим и своя скорость

    Но как же тогда они в университетах могут обучаться совместно?

    ОтветитьУдалить
  13. Вообще-то, в университетах люди обучаются не в индивидуальном же порядке, а в группах и по общим программам. Но даже и в таких условиях, кстати, тоже есть проблемы, т.к. разным студентам нужна разная скорость и разный подход.

    ОтветитьУдалить
  14. Мне просто тоже не совсем понятно, почему не получается организовать совместное самообучение в интернете. Казалось бы, за счёт огромной потенциальной аудитории должны проявиться выгоды! Объяснение со скоростью кажется мне не очень убедительным.

    Значит, программа?

    Если подготовить хорошую программу обучения, материал, задачи, подготовить тесты для перехода с уровня на уровень, организовать общение в пределах уровня, то тогда, наверное, получится, как Вы полагаете? Или всё-таки скорость?

    Будет ли это лучше, чем в университете, с его живым общением?

    ОтветитьУдалить
  15. Мне кажется, что аудитория огромная только потенциально. Подавляющее большинство пользователей просто читает инет и больше никак с ним не взаимодействует. Поэтому на самом деле очень мало людей, которые одновременно искали бы способы изучать что-то серьезно и были интернет-активные.

    Подготовить программу, задачи и тесты -- это же совсем другое! Это формат, когда прподаватель организует занятия. А меня интересуют примеры, когда инициатива идет от самих людей, которые хотят совместно что-то изучать.

    Это конечно же ни в коей мере не заменит живое общение, а тем более общение с преподавателем. Это лишь какой-никакой выход на тот случай, когда из вас прет желание изучать, а преподавателей нет и нет уверенности, что вы в одиночку справитесь с изучением.

    ОтветитьУдалить