В разговорах про глобальные климатические изменения люди часто смешивают две разные вещи: общую тенденцию и резкие локальные отклонения.
Типичный пример -- когда особо жаркий сезон считается в массовом сознании прямым проявлением глобального потепления. Казалось бы, это ж хорошо, когда люди видят климатические изменения своими глазами, значит они будут верить ученым. Нет, это не хорошо. Потому что особо холодная зима будет восприниматься таким же сильным аргументом против потепления (на эту тему есть даже карикатуры). Более того, если кто-то удосужится посмотреть на числа (климатологи обещают глобальное потепление на 2-3 градуса через сто лет, и это считается почти катастрофой), то ему это может показаться смешным -- "ну подумаешь, всего-то на какие-то три градуса больше! А они кричат, катастрофа, катастрофа. Обманывают, небось деньги хотят себе выбить и все."
На самом деле, конечно, в климате есть внутренняя переменчивость. Даже если бы глобальная температура оставалась постоянной, то аномально жаркие и аномально холодные сезоны в глобальном масштабе все равно случались бы. А если смотреть на региональный климат, то там амплитуда естественной переменчивости возросла бы еще в несколько раз. Это всё значит, что в региональном масштабе повышение или понижение температуры, скажем, на 10 градусов относительно средневекового значения в этот же сезон, например, в течение месяца вполне регулярно может происходить где-нибудь на Земле. Поэтому сам по себе такой выброс ни о чем не говорит.
Другое дело, если увеличивается частота аномальных сезонов или аномальных погодных условий в каком-то большом регионе (например, во всей Европе или во всей Северной Америке). Вот тут есть предмет для анализа. Скажем, в последние годы в Европе уже было две мощных тепловых волны на целый сезон. Это аномально жаркое лето 2003 года и аномально теплая осень 2006-зима 2007 года (которая считается самой теплой по крайней мере за последние 500 лет). Считается, что причины обоих эпизодов одинаковые -- мощный наплыв субтропических воздушных масс. Возникает вопрос, свидетельствует ли это об увеличении частоты аномальных погодных ситуаций? Связана ли это увеличение частоты с медленной общей тенденцией?
Однозначного ответа на эти вопросы, насколько я понимаю, пока нет. Конечно, существует "очевидный" источник увеличения частоты очень редких событий, если среднее значение чуть сдвинулось в сторону (особенно, при гауссовом распределении вероятностей). Однако моделирования показывают, что один лишь этот очевидный источник не может привести к существенному увеличению частоты редких событий на масштабе в 10-20 лет.
Возникает тогда другой вопрос: может быть, глобальные изменения касаются не только смещения "среднего", но и изменяют функцию распределения сезонов по "аномальности"? Т.е. может быть они меняют и амплитуду сезонной и региональной переменчивости?
Общий ответ такой: да, кое-где и кое в чем меняют, но во всем или нет -- пока неизвестно.
Например, моделирования показывают, что некоторые засушливые районы станут более засушливыми при небольшом повышении глобальной температуры, это уменьшит растительность, приведет к опустыниванию, а значит, усилит суточные и сезонные перепады температуры. Это пример одной из многочисленных петель обратной связи в климате. В результате климатические изменения в данном регионе будут усилены по сравнению с глобальными в несколько раз. Но делать вывод на основании этого, что жара 2003 года стала результатом деятельности человека напрямую нельзя.
Это я к чему. Сейчас вот в Англии продолжается мощное наводнение. А несколько дней назад в Nature появилась статья, в которой объявляется, что на масштабе в 75 лет обнаружено влияние человека на широтное распределение осадков. В северных тропиках среднегодовое количество осадков медленно понижается, а в высоких северных широтах -- растет.
А сейчас вот прочитал новость, в которой журналисты свели вместе эти две вещи и фактически заставили читателя думать, что в наводнении в Англии виноват человек. (Ладно, если бы журналисты это объявили от себя; так ведь они приводят ссылки на научную статьи, и тем самым заставляют читателей верить своим словам.)
Очевидно, что такой вывод ниоткуда не следует. Если посмотреть на данные, приведенные в статье, то видно, что вариации из года в год пока что превышают суммарный эффект накопленный за 75 лет.
Кстати, увеличивается ли частота редких по силе наводнений и засух, в этой статье не говорится. Вообще, надо почитать, что по этому поводу сказано в последнем отчете IPCC.
PS
Перечитал и мне показалось, что текст можно понять так, словно я тут пытаюсь убедить, что человек мало влияет на климат. Вовсе нет. Уже установлено вляние человека на хим. состав атмосферы, температуру воздуха, давления на уровне моря, высоту тропопаузы и т.д. Моделирования показывают, что если все так будет продолжаться, то (1) скоро во многих регионах начнутся серьезные экологические изменения, и (2) повышается вероятность резкого запуска сильных природных механизмов, меняющих климат (например, перестроится течение Гольфстрим).
Речь идет о том, что данные (пока?) не позволяют связывать единичные аномальные события с медленными тенденциями. Ученые это понимают, а массовый читатель -- нет.
[Комментарии на Элементах]
Комментариев нет:
Отправить комментарий