13 апреля 2011 г.

Дни науки в Челябинске

Я сейчас участвую в «Днях науки в Челябинске» — очередном мероприятии из серии «Дни науки», которые фонд «Династия» проводит несколько раз в год в разных городах России. Насколько я понимаю, сейчас у них самая насыщенная программа из всего того, что они делали — целая неделя лекций, встреч, открытых уроков, мастер-класов для учителей с утра до вечера в нескольких населенных пунктах Челябинской области.

У меня тут пять разных занятий (некоторые к тому же повторяются): три разных темы со школьниками («Физика быстропротекающих процессов в задачах», «Всё состоит из атомов — и неожиданные следствия из этого простого факта» и «Необычные волны»), урок для учителей и популярная лекция для широкой аудитории про Большой адронный коллайдер.

Первые впечатления: действительно есть и школьники, и учителя, очень заинтересованных наукой. Ребята на первом занятии приятно удивили — больше полкласса активно решало задачки. Это очень приятно после Европы, где студенты как правило задач боятся и впадают в ступор, когда незнакомый человек предлагает им чего-то решить. А вот учителя показались довольно пассивными: с ними у меня тоже было решение задач (других), но их раскачать не очень получилось. Похоже, для них это был больший стресс, чем для детей :).

Был некоторый контакт с журналистами, но опять же абсолютно упругий. Я интервью не даю, потому что, во-первых, я не могу что-то рассказывать человеку, которому это неинтересно, которому надо только «поставить материал», а во-вторых, как я уже раньше говорил, я считаю вредной ту роль этакого благородного посредника между широкой публикой и учеными, которые агрессивно навязывают СМИ и ученым, и публике.

В дополнение к этому получилась какая-то странная ситуация, когда на челябинском портале было вывешено объявление об онлайн-конференции с моим (и не только) участием и когда уже начали собирать вопросы, но я про нее был вообще не в курсе. Я от участия отказался, потому что я не общаюсь через СМИ. Поэтому если тут есть кто-то из Челябинска, то я хочу сказать: вопросы мне можно и так задавать онлайн, без всяких специальных конференций, хотя бы в комментах к этому посту. Либо их можно будет задать лично до и после моей лекции про LHC, которая состоится в понедельник 18 апреля в 16:00 в зале «Сигма» ЮрГУ.

Мне кажется, такое общение напрямую, без посредников и ограничений по времени куда эффективнее.

12 комментариев:

  1. Анонимный14/4/11 05:19

    Игорь, а Вы могли бы прокомментировать последнее открытие на Тэватроне? Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Я вот не успел написать до поедзки в Челябинск, так что надо попытаться найти время тут. Вкратце — это еще не открытие, это наблюдение чего-то, что пока не получается промоделировать стандартными программами моделирования. Это не первый такой случай, и он не шибко выделяется среди других подобных «аномалий» Тэватрона. Наверно, все вместе они говорят о том, что Тэватрон видит что-то новое, но ничего более уверенного пока сказать нельзя.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный14/4/11 20:42

    Я конечно извиняюсь, что не по теме пишу вопрос, но у меня просто еще с уроков по теории относительности осталось непонимание одной вещи. Насколько я знаю скорость света не зависит от скорости источника, т.е. инерция не действует. Если мы находимся на Земле, а Земля движется в пространстве вокруг Солнца и т.д., то мы как источник света движемся с некоторой скоростью, и если "испустить" свет, то его скорость по нашим наблюдениям должна зависеть от того, в какую сторону светим? И с какой скоростью мы можем двигаться во вселенной? Может я просто чего не доучил, но эти вопросы меня долго мучают, а ответить мне толком никто не смог.

    ОтветитьУдалить
  4. Скорость света (в вакууме и в пренебрежении гравитацией) не зависит ни от скорости источника, ни от скорости наблюдателя, ни от направления излучения.

    Мы можем двигаться относительно какого-то другого предмета только со скоростью меньше скорости света.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный18/4/11 14:23

    Игорь Пьерович, огромное спасибо, что приехали к нам. Все ваши лекции очень понравились. Темы лекций дали толчок на дальнейшие рассуждения. Вы снова зажгли во мне тягу к науке. Надеюсь, что когда-нибудь к нам снова приедете.=)

    ОтветитьУдалить
  6. Огромное пожалуйста :) Мне самому приятно, когда люди так интересуются наукой и задают кучу вопросов.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный20/4/11 17:16

    Мне вот стало интересно. Вот, например, если батарейки в пульте разрядились,и если их побить друг об друга, то заряда хватит до получаса.(Сегодня в этом удостоверился)Почему так происходит?

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный26/4/11 08:12

    А на Элементах видио будет ?
    оч ждём:)

    ОтветитьУдалить
  9. Не знаю, это уже не от меня зависит.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный30/4/11 15:21

    Эффективнее лекции на популярных сайтах выкладывать чем в аудитории читать. Не в пример больше людей посмотрит. Возможность попасть не у всех то есть.
    Да, ждём.

    ОтветитьУдалить
  11. Лекцию про коллайдер снимали на видео, может ее сделают. А остальные мероприятия были в формате открытых уроков: решение задач и разговор непосредственно с теми, кто сидит в классе. Вообще, цель этого проекта «Династии» — не наснимать видео, а привезти ученых/преподавателей в регионы и дать воможность людям непосредственно с ними общаться.

    ОтветитьУдалить